ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
СТАТЬИ
________________
-
Бог
предлагает
-
тебе спасение
|
|
В. И. Гранцев
Кандидат физико-математических наук
г. Киев, Украина
Критический анализ
идеологии "Нью Эйдж"
и оценка ее общественной опасности.
|
1. Характерные особенности, которые способствуют расширению
влияния НЭ.
Следует выделить целый ряд объективных и субъективных причин и
факторов, которые, на мой взгляд, в той или иной степени
способствуют ситуации взрывного распространения мировоззрения НЭ по
всему миру, а особенно отчетливо в таких развитых странах как США,
Западной Европы, Японии и прогрессирующих стран Азии и Америки. Сюда
относятся следующие факторы и особенности.
1. Существующие прогрессивные мировые политические тенденции к
демократическому обустройству общества при максимально возможной
реализации принципа свободы и приоритета личности. Такого рода
концепции прекрасно коррелируют с желанием индивидуума достижения
личной свободы, а также с концепциями многих религий, в частности и
христианской, где речь идет о свободе выбора.
2. Внешне привлекательная суть учения НЭ, согласно которой
создается ложное впечатление, что любому индивидууму уготована роль
божества. Причем, эту божественность сулят приобрести просто, легко
и доступно без усилий и долготерпения.
3. Концепция включения в идеологии и практики НЭ нетрадиционных
методов профилактики, лечения и сохранения здоровья, которые
заимствуются у всех систем и народов по принципу "отовсюду и
побольше". Учитывая естественные жизненные стремления каждого
человека к здоровому состоянию своего тела, к достижению бодрости и
радостного мироощущения, люди массово приходят на обучение и
включаются в группы, маскирующиеся под группы здорового образа жизни
с "реализацией внутренних сил и возможностей человека", где
исподволь формируется мировоззрение в русле идей НЭ.
4. НЭ спекулирует на эффектных явлениях, связанных с проявлением
необычных физических и психических способностей человека, а также на
случаях феноменальных излечений людей. В рекламных целях
используется йога, достижения восточных единоборств и боевых
искусств, реальные, но единичные и необъяснимые (с традиционной
медицинской точки зрения) случаи действительного исцеления тяжелых
больных. Как правило, удручающе малая статистика таких случаев
излечения не приводится вообще, и никогда не обращается внимание на
то, как развиваются события и чем они заканчиваются для данного
больного в дальнейшем.
5. Использование в НЭ законов психологии для пробуждения и
разжигания интереса к идеологии НЭ, причем, не всегда эта идеология
представлена в НЭ в открытом и незавуалированном виде. Часто она
маскируется под все, что привлекает внимание человека в быту, на
работе, на отдыхе и т. д.. Не обходятся вниманием особенности
разделения людей на психологические типы, и в соответствии с этим
разрабатываются подходы и создаются приманки с учетом любых вкусов,
интересов, наклонностей.
6. Привлечение в идеологию НЭ таких животрепещущих тем, которые
имеют общечеловеческое значение, и всегда гарантированно вызывают
массовый общественный интерес во всем мире. В частности, к таким
темам относятся проблемы НЛО, пришельцев и внеземных цивилизаций.
7. Использование в НЭ заинтересованности каждого человека в
благоприятном решении вопроса экологии из-за возрастающей угрозы
загрязнения окружающей среды, недостатка питания и энергетических
ресурсов.
8. Использование в рамках идеологии НЭ чувств из интимных сфер
жизни людей, в первую очередь, сексуальных. Человека убеждают, что
ради собственного наслаждения все допустимо, в том числе и гомо- и
бисексуальные проявления, а также все остальные вилы сексуальной
патологии, включая отношения с родными детьми и родственниками -
кровосмешение, групповые, межсемейные, массовые и т. п..
9. Широкое внедрение в НЭ принципа коммерциализации. Это
касается всего, что относится к рекламе, пропаганде, распространению
своей идеологии. В сферах торговли и потребления с любым видом
продукции внедряются идеологические штампы НЭ. Питание, напитки, быт
и товары широкого спроса, спорт, книги, видео- и аудиокассеты, вся
система торговли в большей или меньшей степени используются для
рекламы, напоминания, пропаганды мыслей и образов, связанных с
идеями НЭ, и сопутствуют процедуре купли-продажи.
10. Спекуляция НЭ на успехах и проблемах науки, при создании
видимости, будто бы все современные научные достижения подтверждают
то, о чем утверждается в НЭ.
11. Еще одним, чрезвычайно важным фактором расширения влияния НЭ
является активное проникновение учения в сферы образования, в том
числе дошкольного, школьного, специального и в вузы. Эта тема также
требует специального и глубокого исследования и освещения в виду
особой опасности формирования изначально искаженного мировоззрения у
подрастающего поколения.
12. Название движения - Новый Век, Новая Эра совпадает с
реальным началом нового столетия и тысячелетия, и воспринимается
людьми как абсолютно естественное, обоснованное и не вызывает
никаких сомнений и возражений.
Все то, что здесь перечислено, используется идеологами и
апологетами движения НЭ для привлечения внимания человека к идеям,
проблемам, теориям и практикам НЭ. Идеологи НЭ не упускают случая
обыграть любую возможность, чтобы в сознании каждого человека
принимаемая им информация или выполнение им определенных действий
совмещались с восприятием идей НЭ. Применяются различные методы
воздействия чисто на подсознательном уровне, разработанные в
практиках обучения и психотерапии.
Отличительная особенность НЭ, выделяющая это мировоззрение на
фоне других религиозных течений, связано с максимально широкой
коммерциализацией движения НЭ, о чем подробнее см. в /1/.
Миллиардные суммы в долларах, которые находятся в рыночном обороте у
приверженцев НЭ, приносят астрономические доходы, вкладывающиеся
снова в индивидуальное и коллективное сознание людей. Теперь
становится ясной чрезвычайная и реальная опасность для общества и
всех общественных институтов со стороны мировоззрения НЭ. Тем более
эту опасность осознаешь, когда знакомишься с цифрами многомиллионных
тиражей изданий газет, книг, журналов; видеопродукции для
телевидения и кино, в которых распространяются идеи НЭ, когда
слышишь отупляющие голоса, звуки и ритмы музыки, проповеди пасторов
НЭ, узнаешь о многотысячных съездах и сборах единомышленников НЭ, во
время которых практикуется общая медитация и ожидается эффект
срабатывания коллективной психической энергии за счет повышения
количества медитирующих и достижения ими "критической массы".
2. Как повысить эффективность критики НЭ и что
противопоставить идеологии НЭ?
Самые уязвимые для критики положения мировоззрения НЭ связаны с
тем, что реальный фактический опыт последователей НЭ приводит к
последствиям с прямо противоположными результатами по сравнению с
теми, которые задумывались вначале и становились во главу угла.
Человек внушает себе осознание собственной божественности, ощущает
себя великой и свободной личностью и переходит к практикам, конечной
целью которых есть изменение состояния сознания для слияния с
Абсолютом. Чем глубже человек входит в такие состояния, тем больше
его личность приобретает отрешенность, теряя индивидуальность и
растворяясь в мире мистики, мистических образов, духов, мистических
переживаний. У человека исчезает осознание собственного "Я".
Творческие способности личности, в результате активной медитации и
ухода в миры и пространства иных уровней, планов и измерений, как
свидетельствует реальность, не только не повышаются, но, наоборот,
снижаются. Творческие мысли постепенно сходят во вещания банальных
"мистических истин", видений, "ретрансляции информации" Космоса и т.
д.. Дискутируя о тех или иных достоинствах и недостатках различных
идеологий, желательно как можно полнее и глубже анализировать
исторический опыт, результаты которого у нас у всех перед глазами. А
критерии оценки должны быть простыми и понятными для большинства.
Достаточно сравнить, что и какая цель изначально декларируется и что
оказывается в результате по отношению к человеку как личности и к
обществу в целом. Катастрофическая нищета, массовая неграмотность,
техническая и научная отсталость, голод, эпидемии в Индии, Тибете,
странах Востока и Азии вплоть до середины 20-го века. Для Индии к
этому добавляются и кастовая непримиримость, вражда, кровавые
столкновения. И это все выросло, как ни странно, на фоне
идеологической божественной сущности человека, всепримиримости,
божественной кармической предопределенности судьбы и развития мира.
Появление талантливых и гениальных людей, в условиях жизни по
законам восточного мистицизма, фактически не используется обществом
для повышения интеллектуального уровня общественного сознания,
понимания истины, подъема уровня жизни. Каждый из последователей
замкнут на свой путь и опыт своего познания Абсолюта, где Мир, и
Истина есть Иллюзии. Самые творчески активные и талантливые личности
как раз и отличаются наиболее выраженными способностями к
абстрагированию и уходу в Абсолют. За это им приходится
расплачиваться психическими нарушениями, страданиями,
разочарованиями, вплоть до отказа от своего мировоззрения (см./3/).
Наиболее фанатичные последователи веры вообще не выходят из
экзальтированного состояния измененного сознания, поражая окружающих
своей отрешенностью, нечувствительностью к боли, состоянием живого
трупа или мумии. А что мы видим на Западе, где поклонники и адепты
НЭ не ушли от мира реалий в мир иллюзий так далеко по пути своих
восточных гуру. В современном, гораздо более цивилизованном западном
мире общество серьезно страдает от проблем упадка нравственности,
морали, преобладания эгоцентризма, стремления людей к достижению
наслаждения любой ценой. НЭ еще более усугубляет уход человека в
себя, в состояние отрешенного сознания, что оборачивается для
развитых стран проблемой разобщенности, одиночества, потерей
жизненных приоритетов. А состояния общей медитации не в силах
восполнить теряемое, так как лишь уводят людей в мир мистических
образов и переживаний.
Весьма значительно подвержена критике концепция НЭ, связанная с
игнорированием категории Зла. Идеология НЭ, считая божественность
человека заданной, не видит реальности зла в мире. Зло, сохраняясь
как объективная категория бытия человека, тем не менее отрицается в
НЭ. Божественность есть концепция Добра, Любви, Радости и
безграничного счастья. В этом НЭ не противоречит христианству, но,
по утверждению НЭ, зло не может присутствовать в практике
современного и будущего слияния человека с божественной сущностью
мира. Человек как бы сам переступает границу, оставляя Зло вне
своего мира и погружаясь в Добро и Любовь. Однако, исторический опыт
людей однозначно свидетельствует о том, что игнорирование реальности
есть утопия чистой воды. А никакая утопия не способна помочь
человеку выработать обоснованную и действенную стратегию и линию
поведения. Неучет реалий всегда жестко и жестоко наказывает людей,
путая и ломая их планы, сводя на нет усилия целых стран и народов. В
качестве примера уместно напомнить утопизм 17 - 18-ых веков и
последующую трагедию национальных революций во Франции и России. А
ведь как благородны и привлекательны были идеи утопистов, а затем и
марксистов, касающиеся построения общества трудящихся на принципах
всеобщего равенства, братства и счастья. А всего-то и не учли, что
Зло неотделимо от человека, его личности, побуждений и действий, от
сути человека, поскольку вошло в его природу вместе с первородным
грехом. И учит этому только и исключительно христианство, уникальное
мировоззрение, включающее в себя историю человечества и формирующее
нравственность и духовность.
Будучи эклектичным мировоззрением в своей основе, мировоззрение
НЭ без лишних сомнений и колебаний "активно бежит впереди паровоза",
используя, эксплуатируя и паразитируя на любых результатах научного
прогресса, которые при изощренном мышлении и парадоксальной логике
20-го века могут быть использованы для обоснования любых, заранее
необходимых постулатов и собственных теоретических построений. Почти
неограниченные возможности для этого представляют, ставшие
классическими, теория относительности и квантовая механика; тем
более современные взлеты теоретической физики, претендующей на
построение Единой Теории Материи! Принципы относительности и
квантовой неопределенности, квантовый дуализм и неоднозначность
структурных основ материи, проблемы единства вещества, поля и
энергии, физического вакуума, рождение материи из пустоты, идеи
самоорганизации материи из хаоса, многомерность мира и
космологические модели мозга, мира, Вселенной и т. п.. Гипотезы
рождаются десятками и сотнями, сосуществуя, с точки зрения
неспециалиста, на равных друг с другом до момента утверждения новой
научной парадигмы. Только единицы из этих гипотез, пройдя сито
жесткой научной проверки, войдут в новую парадигму науки, заняв
подобающее им место в естествознании. Об этом подробнее речь будет
идти в следующей статье. Идеологи и апологеты НЭ не ждут окончания
научных споров, а берут на вооружение и через свои институты
финансируют исследования и пропагандируют гипотезы, которые
вписываются в базовую идеологию НЭ. Наиболее отчетливо это
проявилось в поддержке парапсихологии, о чем уже было упомянуто в
самом начале. Наибольшую известность снискали супруги Гроф.
Станислав Гроф разработал новые методы достижения измененного
состояния сознания. В области теоретической физики на позиции НЭ
стали видные ученые: Дэвид Бом и Фритбоф Капра. Идеологию НЭ
обслуживают выдающиеся философы современности: Г. Бейтсон, Кент
Уилбор, Поль Фейрабенд.
На широкую ногу поставлена деятельность по организации и
поддержке различных международных организаций, вписывающихся в
идеологию НЭ. В России и Украине действует и ведет активную
издательскую работу Международное движение "К Здоровью Через
Культуру", базирующееся на учении Агни Йога. Как отмечалось в /3/, к
"числу международных относится организация "Граждане планеты",
созданная в 1972 году известным борцом за мир Дональдом Кейсом и
заместителем Генерального секретаря ООН Генри Меллером. Для
пропаганды этих идей руководители активно используют структуры ООН и
ЮНЕСКО. А 1991 год был объявлен этой организацией годом Блаватской.
Офисы других международных организаций ньюэйджеров "Граждане
планеты" и "Мировая добрая воля" находятся в Нью-Йорке
непосредственно в комплексе ООН".
Что же может быть противопоставлено мировоззрению НЭ? Может
быть, вера в атеизм и материализм? Вера в холодную мертвую материю,
в случайность развития и эволюции мира сродни вере в пустоту, ничто,
то есть изначальную абсурдность и бессмысленность мироздания. Такая
вера, впрочем, тоже имеет право на существование, однако она ничуть
не предпочтительнее веры в Бога. К религиозному сознанию человек
тянется подсознательно, в поисках духовности, смысла жизни, для
приобретения уверенности и самодостаточности, для отрицания
бессмысленных категорий случайности и хаоса, будто бы способных на
фундаментальном уровне сотворить гармонию мира и природы,
сконцентрированных в феномене жизни и разума. Но что предложить
взамен атеизма, с одной стороны, и НЭ с другой? Возможно ли уйти от
безличной рассредоточенной божественности, сохранив смысл разумного
в бытии и надежду на прямое воздействие человека и Бога, которое не
мыслится без Личности человека и Личности Бога? Из каких родников
может быть наполнено мировоззрение с сохранением реального понимания
проблем добра и зла, любви и греха? В конце текущего века и
тысячелетия мы уже совершенно трезво научились оценивать возможности
человека, убедившись неоднократно в том, что они отнюдь не
безграничны. Мы сплошь и рядом были свидетелями этому. Достаточно
лишь проанализировать современный опыт послевоенного периода
взаимоотношений стран, народов, идеологий, этапы научно-технического
развития. Вольно или невольно, но человек вновь и вновь
демонстрирует проявление зла, жестокости, своей греховной сути,
некомпетентности, нечестности, недисциплинированности. И снова было
бы величайшим утопизмом считать, что своими силами человек может
преодолеть препятствия и соблазны и выйти победителем из всех
противоречий и искушений мира. Значит мы должны верить не только в
свои собственные силы, но и просить помощи у Высшей Силы
Божественного Мира, у Бога Творца.
Так что это за религия? Где может человек найти все то, что ему
нужно и так не хватает? Где человека ждет Любовь, Добро и Счастье?
Где человек обретает прощение за свое зло и свои грехи? Где человека
ждет любовь и радость в общении с близкими по духу? Где человек
находит полное взаимопонимание и искреннюю помощь у
братьев-верующих, наполненных возвышенными чувствами к Богу? Где
еще, в какой религии, заранее за сотни и тысячи лет были предсказаны
исторические события, которые исполнились? Где еще реальные
исторические и археологические свидетельства, с точностью до
деталей, подтверждают все, что нашло отражение в Святых Письменах?
Где, наконец, история как наука ссылается на Писания, опираясь на
них как на основной источник информации?
Да! Взамен мистики и оккультизма НЭ человечеству следовало бы
выбрать христианство. Именно в христианстве снимаются все те
противоречия и бессмысленности, которые присутствуют в религиях
мистицизма и в религии НЭ, в частности.
Христианство и Библия не отвергают мистический опыт и
мистический мир как таковой. Ведь Божественный мир, мир пребывания
Единого Бога в лице Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого,
относится к трансцендентному и мистическому миру. Но одновременно с
внематериальным и трансцендентным Миром Бога, существует и другой
внематериальный мир - мистический мир падшего ангела, сатаны,
дьявола и окружающих его духов и демонов искушения, зла, греха.
Именно поэтому категорически не может быть и речи, чтобы человек,
неся в себе природный грех, самостоятельно пытался выходить на
контакт с миром мистики, погружаясь в который и поддавшись
искушению, человек рискует потерять свою душу и оказаться под
влиянием сил зла. Обстоятельства в таких случаях часто складываются
так, что человек сразу может и не заметить факт своего падания,
попадая под дьявольский обман и получая блаженство в виде
мистического миража. Именно такой путь открывает для своих
приверженцев НЭ, не приводя человека к истине, а уводя от нее в
лабиринты субъективного ощущения, навеянного искусителем.
Христианство открывает истинный путь к личной свободе,
независимости, Божественной Благодати и Озарению (в смысле
постижения истины). Это путь прямого личного и церковного
общения человека со своим Спасителем, общения, в процессе которого
человек остается при полном и здравом сознании, пребывая в вере,
молитве и послушании Духу Святому. Именно только на этом пути
полного самоконтроля и самосознания, Личность человека не
деградирует, а самоутверждается и возвышается, имея твердую опору в
вере, и, в результате, человек находит свой путь, свою цель, смысл
жизни и получает Божественное утверждение, которое не может быть
поколебимо или сломлено ни внешними обстоятельствами, ни
мистическими силами зла мистического мира.3. Выводы и
заключение.
Попытаемся подвести итоги и отметить предсказания на будущее, в
связи с тем, что мировоззрение НЭ, претендуя на свое, якобы научное
видение мира, пытается будущее творить своими силами и призывает
всех людей присоединиться к движению для встречи Новой Эры в составе
Новой Высшей Расы Людей! Звучит действительно заманчиво.
Никто не может отрицать того факта, что современной цивилизацией
в локальном порядке достигнуты впечатляющие успехи в
официально-государственной, правовой и юридической политике по
отношению к приоритету Личности, ее Прав и Свободы. Локально -
потому, что речь идет только об отдельных демократических
высокоразвитых странах с высоким уровнем индивидуального
благосостояния и социальной защищенности. Однако, это не значит, что
одновременно с высокими жизненными стандартами в этих странах
выросла духовность отдельного человека и общества в целом.
Достигнутое материальное благополучие базируется на искусственном
перераспределении ресурсов природы и капиталов, и, в значительной
степени, на фактической замаскированной эксплуатации природных
ресурсов и трудового потенциала других стран и народов, нарушении
глобального экологического равновесия. Ньюэйджеры, хотя и
провозглашают себя активными поборниками "зеленого" движения за
возрождение экологического баланса, отнюдь не спешат и не
ориентируются на добровольное снижение жизненных благ, которыми сами
пользуются в максимальной степени. И подобных противоречий в
идеологии НЭ, как мы видели, выявлено достаточно много. Именно
далекие от реалий идеализм, утопизм и мистика лежат в основе этого
мировоззрения. В результате не удивительно, что, отталкиваясь от
принципа самообожествления, человек в конце концов теряет и свою
свободу и себя в качестве личности. А чего другого еще можно было
ожидать от мистики? Вопрос риторический.
Ситуация с движением НЭ как раз и отражает смысл предупреждения,
которое 2000 лет назад было сформулировано в Новом Завете - человек
не способен самостоятельно преодолеть свою греховную природу и
обрести высокую духовность. Без личных усилий, направленных
человеком к познанию и признанию Иисуса Христа - Бога Спасителя, без
послушания Духу Святому, повелению собственной совести, без веры,
покаяния и внутреннего перерождения человек не может обрести высокую
духовность, а без духовности нет будущего. Не будет качественно
новой расы людей и надежды на спасение. Идеи НЭ - обман.
Так чего же нам следует ждать от дня завтрашнего, от наступления
нового календарного века, нового тысячелетия, новой
календарно-астрологической эры "под знаком Водолея! И "Нового
Космического Цикла"? Действительно ли человек стоит на пороге
рождения новой, "шестой" расы и своего наивысшего возрождения через
реализацию "своей божественности"? Ответ однозначен и очевиден. Нет
и еще раз нет! Мистика, выступая в роли самостоятельной категории
бытия, как была вне науки, вне реального мировоззрения человека и
вне христианской практики, так и остается за пределами разума и
процессом познания истины (хотя очевидно, что элементы интуитивного
в познании присутствуют). Слава Богу, что наука наконец-то, со всей
подобающей серьезностью начинает относиться к изучению
трансцендентной реальности. Тем более необходимо, к еще непознанной
мистической реальности, не приближаться по своей инициативе через
собственный мистический опыт, чтобы не допустить возможного
отрицательного воздействия мистики на собственный духовный и
окружающий человека физический мир, дабы максимально оградить себя и
этот реальный мир от зла, беззакония и греха. Познавать
трансцендентное и мистическое нужно так, чтобы не выходить за рамки
научной объективности, а, следовательно, и сознательного разума,
хотя задача эта чрезвычайно трудная.
Хотелось бы привести цитату из заключения в /3/, основанную на
Библии: "Христианский взгляд на историю нельзя свести ни к
пессимизму, ни к оптимизму. Вглядываясь в будущее, Церковь видит не
только неизбежность воцарения антихриста, но также и близость
второго пришествия Христа. Все в этом мире должно достичь своей
зрелости, как доброе, так и злое. Конечной целью истории является
торжество Царства Божия. Итогом развития "мира сего" будет воцарение
антихриста. Царство Божие достигнет своего господства не в
результате постепенной эволюции и подъема, а лишь после того, как
произойдут крушения и мировая катастрофа. Не христианизация мира
вплоть до полного господства христианских ценностей во всех сферах
бытия, а возрастающая враждебность мира, вплоть до окончательного
извержения христианства из сферы культуры - таков ход истории...
Церковь Иисуса Христа также должна пройти свою Голгофу, время, когда
"дано было ему (антихристу) вести войну со святыми и победить их" (Отк.
13:7). Но за Голгофой следует торжество и слава Воскресения.
Поэтому, укрепимся для грядущей битвы. И пусть будут в утешение всем
верным Христианам слова Господа нашего Иисуса Христа: "Не бойся,
малое стадо! Ибо Отец благоволил дать вам Царство" (Лук. 12:32) и "Я
создам Церковь мою и врата ада не одолеют ее" (Матф. 16:18).
Так в чем же каждый христианин может лично содействовать победе
над антихристом? Какую линию поведения выбрать по отношению к
движению "Нью Эйдж"? Либо действовать "от противного", предав
христианские идеалы, и, следуя в фарватере идеологии НЭ, ускорить
победу дьявола и утверждение власти антихриста, чтобы таким
изощренным способом приблизить вмешательство и суд Христианского
Бога? Или все-таки оставаться верным Христу, сохранив свою душу,
постараться сберечь души детей, чтобы до последнего момента не дать
злу достигнуть победы над Тобой и не допустить торжествовать над
Твоей слабостью и Твоим унижением?!... Каким путем последуешь Ты?...
Выражаю благодарность руководителю Центра - Сергею Тимченко за
предложение осветить данную тему, полезные обсуждения в процессе
работы и оказанную помощь в литературе. Совместная разработка
данного вопроса предполагает в будущем его включение в программу
Апологетического Центра КХИОЦ.
- Changler R. Understanding the New Age. Dallas-London, 1988.
- Groothuis Cjnfronting. The New Age. Bible Pub., 1988.
- Алексеев В., Григорьев А.. Религия Антихриста. Новосиб.,
"Посох", 1997, 272 с.
- Балагушкин Е. Г.. Критика современных нетрадиционных религий.
М., 1984, 288 с.
- Блаватская Е.. Тайная доктрина. Л., 1991, ч. 1, 2, 3.
- Безант А.. Эзотерическое христианство. М., 1991, 193 с. Путь
ученичества. М., 1997, 152 с. Исследование сознания. М., 1997, 25
с.
- Агни Йога. С. П - б, 1992, 497 с.
- Кураев А. Соблазн неоязычества. М., 1994, 128 с.
- Что такое просветление? Ред. Дж. Уайт, М., 1996, 336 с.
- Судзуки Д. Т.. Мистицизм христианский и буддистский. К., 1996,
288 с.
|
|